Сценарий День Кладоискателя для детского летнего лагеря
ЦЕЛЬ:
- Создание условий для обновления содержания, обогащения форм и
методов военно-патриотического воспитания детей и подростков.
ЗАДАЧИ:
-популяризация деятельности детских объединений военно-патриотической
направленности;
-выявление и обобщение передового педагогического опыта по вопросам
военно-патриотического воспитания;
-определение уровня знаний, навыков и умений подростков по основам
военной службы, физической подготовки, вопросам безопасности
жизнедеятельности человека;
-привлечение всех заинтересованных сторон к объединению усилий по
военно-патриотическому воспитанию.
УЧАСТНИКИ :
В военно-спортивной игре "Зарница” принимают участие: все учащиеся
общеобразовательного учреждения.
Команды комплектуются из числа учащиеся 1-11 классов.
ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ.
Соревнования проводятся 22 февраля в здании школы, в спортивном зале,
на улице.
Начало соревнований в 10.00 ч.
ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ.
Соревнования проводятся по программе игры составленной советом
физкультуры школы, учителем физической культуры.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Итоги подводятся по каждому виду конкурсов и соревнований. Победители
определяются по сумме набранных баллов и награждаются грамотами
Комплексный зачет участия команды проводится суммированием очков,
полученных в конкурсах и соревнованиях. При равном количестве очков
победившей считается команда, набравшая большее количество очков в
спортивных соревнованиях.
ЭКИПИРОВКА КОМАНД
Форма одежды – повседневная и спортивная; на рукаве или на груди –
эмблема команды, головные уборы; сменная обувь; противогаз; компас;
укомплектованная санитарная сумка, боевой листок, отрядная песня.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ И СОРЕВНОВАНИЙ
По количеству учащихся 1-11 классов на участие в игре формируются
6 отрядов , для каждого подразделения составляется маршрут прохождения
конкурсных заданий и соревнований.
Ход игры.
1. Общее построение.
2. Сдача рапорта капитанами отрядов командиру проведения игры (учителю
физкультуры), капитаны отрядов получают пакеты с заданиями.
Командир игры сдает рапорт о готовности отрядов начальнику штаба
(директору школы)
3. Приветствие начальника штаба участников игры.
4. Смотр боевых листов.
5. Прохождение до 1 этапа с отрядной песней.
Этапы :
№1 Отгадывание ребуса.
Расшифровать ребус на тему безопасность в экстремальных ситуациях.
Участвует весь отряд. Время– 5 мин.
Вопросы:
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях
1. Опасное время – это время значительного повышения риска для личной
безопасности. Из приведенных примеров определите наиболее опасное
время:
а) темнота, спускающаяся на центр города, где люди непринужденно
прогуливаются и отдыхают;
б) сумерки, заставшие человека одного в лесопарке;
в) раннее утро в заполненной людьми пригородной электричке.
2. Опасными местами в любое время суток могут быть:
а) подворотни, заброшенные дома, закрытые задние дворы, пустыри,
пустующие стройплощадки;
б) парикмахерская, ремонтная мастерская, любой магазин, банки;
в) отделение милиции, пожарная часть, почта, больница, поликлиника,
видеотека.
3. Каким из ниже перечисленных правил вы воспользуетесь, возвращаясь
вечером домой:
а) идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо
освещенные места;
б) идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги;
в)воспользуетесь попутным транспортом.
4. Девушка заходит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех, шум и
понимает, что этажом выше на лестничной площадке находится пьяная
компания. Выберите из предлагаемых вариантов действий тот, который
могли бы посоветовать девушке:
а) спокойно подниматься домой;
б) ждать, пока они уйдут;
в) дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и
попросить проводить до квартиры.
5. В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации
преступлением признается:
а) противоправные действия, посягающие на честь и достоинство граждан;
б) действия граждан, сознательно нарушающих требования Конституции,
законодательных и нормативно – правовых актов;
в) совершаемое общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным
кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.
6. К преступлениям небольшой тяжести относятся:
а) неумышленные деяния ,за совершение которых максимальное наказание
не превышает одного года лишения свободы;
б) умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание
не превышает трех лет лишения свободы;
в) умышленные и неумышленные деяния, за совершение которых
максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы;
7. К преступлениям средней тяжести относятся:.
а)умышленные и неосторожные действия, за совершение которых
максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы;
б) неосторожные действия, , за совершение которых максимальное
наказание не превышает трех лет лишения свободы;
в) умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не
превышает четырех лет лишения свободы;
8. Под тяжкими понимаются преступления:
а) совершенные умышленно, за совершение которых максимальное наказание
не превышает восьми лет лишения свободы;
б) совершенные умышленно и по неосторожности, за совершение которых
максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы;
в) совершение по неосторожности, за совершение которых максимальное
наказание не превышает пяти лет лишения свободы;
9. К особо тяжким преступлениям относится:
а)умышленные преступления, за совершение которых максимальное
наказание не превышает десяти лет лишения свободы;
б)неосторожные действия, за совершение которых предусмотрено наказание
свыше восьми лет лишения свободы;
в)преступление, совершенное умышленно и по неосторожности, за
совершение которого предусмотрено наказание от десяти до пятнадцати
лет лишения свободы.
10. Какие виды наказания, назначаемые несовершеннолетним,
предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации:
а) принудительные работы, содержание под стражей, лишение свободы на
срок до пяти лет, высшая мера;
б) штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью,
обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на
определенный срок.
№ 2. Конкурс "Первая медицинская помощь в экстремальных ситуациях”
Выявить наличие ранения мягких тканей, признаков повреждения костей,
суставов и решить вопрос о необходимости: наложение повязок на раны;
транспортировки пострадавшего с применением подручных и табельных
средств.
Задания:
–наложить шину,
- наложить повязку на голову, на руку( одно задание).
Участвуют 4 санитара от отряда.
№3 Спортивные состязания
Комплексное силовое упражнение:
Выполняют мальчики 5-8 классов. Выполняется в течении 1 минуты: первые
30 секунд- максимальное количество наклонов вперед до касания локтями
колен из положения лежа на спине, руки за голову, ноги закреплены
(допускается незначительное сгибание ног, при возвращении в исходное
положение необходимо касание пола лопатками); повернуться в упор лежа
и без паузы для отдыха выполнить в течении вторых 30 секунд
максимальное количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа (тело
прямое, руки сгибать до касания грудью пола) Количество наклонов ,
сгибаний и разгибаний суммируется.
Нормативы: 26 раз – "3”, 30 раз – "4”, 34 раза – "5”.
Выполняют мальчики и девочки 2-4 классов подъем туловища из положения
лежа на спине - за 30 сек.
Выполняют юноши 9-11 классов подтягивание на перекладине
Положение виса и упора фиксируются; при подтягивании подбородок – выше
перекладины; Разрешается сгибание и разведение ног, отклонение тела от
неподвижного положения, выполнение махом и рывком. Оценка производится
по количеству выполненных полных циклов (серий). Нормативы: юноши – 2
раза – "3”, 3 раза – "4”, 4 раза – "5”.
Выполняют девочки 5-11 классов подъем туловища из положения лежа на
спине за 1 мин.
Подведение итогов: первенство лично-командное; результаты, показанные
участниками переводятся в баллы в соответствии с нормативами. При
невыполнении норматива участник получает "0” баллов; при
перевыполнении участники получают дополнительный балл за каждый
последующий раз сверх норматива. Оцениваемого "5” баллами.
Победителями считаются участники и команды, набравшие наибольшее число
баллов.
№ 4 «Газы» (одеть на время противогазы)
№ 5. "Ратные страницы истории Отечества”
Ответить на вопросы из истории Отечества :
• Как называлось старинное защитное приспособление русского войска,
состоящее из железных колец? (Кольчуга)
• Кто командовал русскими войсками в битве против Мамая на Куликовском
поле? (Князь Дмитрий Иванович Донской)
• Как называется первый русский орден?
( Орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром 1)
• Этому литературному герою – солдату Великой Отечественной войны
поставлен памятник на родине его автора – в Смоленске. Назовите этого
героя и его автора.
( Василий Теркин и Александр Трофимович Твардовский).
• Какие рода войск составляют современные сухопутные войска?
( ПВО, танковые, ракетные и артиллерия, химические, автомобильные,
мотострелковые, военно – строительные, войска связи.)
• Герои Куликовской битвы, монах Троице – Сергиева монастыря, до
пострижения в монахи – боярин. Его поединок с татарским богатырем
Темир – мурзой (Челубеем) стал началом сражения.
( Александр Пересвет).
• Назовите известные вам города – герои Советского Союза, которым было
присвоено это почетное звание за мужество и героизм защитников.
( Москва, Брест, Минск, Ленинград, Мурманск, Тула, Севастополь, Керчь,
Одесса, Сталинград, Смоленск.)
• Представитель, какой профессии может опровергнуть пословицу «Один в
поле не воин»? ( разведчик)
•Как называется самая большая пушка, из которой не было сделано ни
одного выстрела? ( Царь –пушка).
•Кто из советских конструкторов стрелкового оружия создал новый тип
автомата и автоматический пулемет? (Михаил Тимофеевич Калашников).
• Кто из выдающихся русских полководцев сказал: « Кто с мечом к нам
придет, от меча и погибнет. На этом стояла, и стоять будет Русская
земля?» ( Александр Невский)
• Летчик майор, Герой Советского Союза. Его самолет был сбит на
вражеской территории, и 18 суток он ползком пробирался к линии фронта.
После ампутации голеней обеих ног по просьбе был направлен в
истребительный авиаполк, где в воздушных боях сбил еще семь вражеских
самолетов. Назовите имя этого человека.
( Алексей Петрович Маресьев).
Подведение итогов: баллы, набранные командой суммируются.
№ 6 Конкурс «Служу России»
Участвует вся команда.
Государственная и военная символика – история и современность
(сущность и значение Государственных символов Российской Федерации –
Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна
Российской Федерации).
№ 7 «Осторожно! Танки!»
По 3 гранатометчика из отряда.
Метание гранат в цель ( по 4 гранаты каждый)
Подведение итогов: общее количество попаданий .
№ 8 «Осторожно! Минное поле!»
Миноискатели ищут мины по 4 человека от отряда. Площадь 5 X 5 м.
Оборудование: миноискатели –8 шт. мин.
№ 9 « Внимание! Зараженная зона!»
Преодоление 20м зараженной зон в противогазах (5-11 классы)
ватно- марлевые повязки (1-4 классы)
№10 Преодоление полосы препятствия
Овраг. Взять пакет с новым заданием.
№ 11 Воздушная тревога
«Вспышка справа!», «Вспышка слева!» «Вспышка сзади!»
( правильно занять позицию)
№12 Азимут
(определение азимута на заданный ориентир)
№13 Найти отрядный флаг
(В конвертах лежат задания- загадки где может находиться флаг)
№14 Возвращение с отрядной песней в школу
6.Подведение итогов:
За выполнения работы отряду в боевом листке « Оценка отряда на этапах»
выставляются баллы.
Все полученные баллы отрядом на этапах ссумируются.
7. Награждение:
Отряды занявшие призовые места награждаются грамотами
Литература:
Учебное пособие "Основы медицинских знаний. 9-11 классы”, автор:
В.Г.Бубнов, Москва.
Книга юнармейца Москва 1989г. автор В.Б. Волошинов
Учебное пособие ОБЖ по редакцией А.Т. Смирнова
Учебник « Основы медицинских знаний и здорового образа жизни для 10-11
- Создание условий для обновления содержания, обогащения форм и
методов военно-патриотического воспитания детей и подростков.
ЗАДАЧИ:
-популяризация деятельности детских объединений военно-патриотической
направленности;
-выявление и обобщение передового педагогического опыта по вопросам
военно-патриотического воспитания;
-определение уровня знаний, навыков и умений подростков по основам
военной службы, физической подготовки, вопросам безопасности
жизнедеятельности человека;
-привлечение всех заинтересованных сторон к объединению усилий по
военно-патриотическому воспитанию.
УЧАСТНИКИ :
В военно-спортивной игре "Зарница” принимают участие: все учащиеся
общеобразовательного учреждения.
Команды комплектуются из числа учащиеся 1-11 классов.
ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ.
Соревнования проводятся 22 февраля в здании школы, в спортивном зале,
на улице.
Начало соревнований в 10.00 ч.
ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ.
Соревнования проводятся по программе игры составленной советом
физкультуры школы, учителем физической культуры.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Итоги подводятся по каждому виду конкурсов и соревнований. Победители
определяются по сумме набранных баллов и награждаются грамотами
Комплексный зачет участия команды проводится суммированием очков,
полученных в конкурсах и соревнованиях. При равном количестве очков
победившей считается команда, набравшая большее количество очков в
спортивных соревнованиях.
ЭКИПИРОВКА КОМАНД
Форма одежды – повседневная и спортивная; на рукаве или на груди –
эмблема команды, головные уборы; сменная обувь; противогаз; компас;
укомплектованная санитарная сумка, боевой листок, отрядная песня.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ И СОРЕВНОВАНИЙ
По количеству учащихся 1-11 классов на участие в игре формируются
6 отрядов , для каждого подразделения составляется маршрут прохождения
конкурсных заданий и соревнований.
Ход игры.
1. Общее построение.
2. Сдача рапорта капитанами отрядов командиру проведения игры (учителю
физкультуры), капитаны отрядов получают пакеты с заданиями.
Командир игры сдает рапорт о готовности отрядов начальнику штаба
(директору школы)
3. Приветствие начальника штаба участников игры.
4. Смотр боевых листов.
5. Прохождение до 1 этапа с отрядной песней.
Этапы :
№1 Отгадывание ребуса.
Расшифровать ребус на тему безопасность в экстремальных ситуациях.
Участвует весь отряд. Время– 5 мин.
Вопросы:
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях
1. Опасное время – это время значительного повышения риска для личной
безопасности. Из приведенных примеров определите наиболее опасное
время:
а) темнота, спускающаяся на центр города, где люди непринужденно
прогуливаются и отдыхают;
б) сумерки, заставшие человека одного в лесопарке;
в) раннее утро в заполненной людьми пригородной электричке.
2. Опасными местами в любое время суток могут быть:
а) подворотни, заброшенные дома, закрытые задние дворы, пустыри,
пустующие стройплощадки;
б) парикмахерская, ремонтная мастерская, любой магазин, банки;
в) отделение милиции, пожарная часть, почта, больница, поликлиника,
видеотека.
3. Каким из ниже перечисленных правил вы воспользуетесь, возвращаясь
вечером домой:
а) идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо
освещенные места;
б) идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги;
в)воспользуетесь попутным транспортом.
4. Девушка заходит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех, шум и
понимает, что этажом выше на лестничной площадке находится пьяная
компания. Выберите из предлагаемых вариантов действий тот, который
могли бы посоветовать девушке:
а) спокойно подниматься домой;
б) ждать, пока они уйдут;
в) дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и
попросить проводить до квартиры.
5. В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации
преступлением признается:
а) противоправные действия, посягающие на честь и достоинство граждан;
б) действия граждан, сознательно нарушающих требования Конституции,
законодательных и нормативно – правовых актов;
в) совершаемое общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным
кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.
6. К преступлениям небольшой тяжести относятся:
а) неумышленные деяния ,за совершение которых максимальное наказание
не превышает одного года лишения свободы;
б) умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание
не превышает трех лет лишения свободы;
в) умышленные и неумышленные деяния, за совершение которых
максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы;
7. К преступлениям средней тяжести относятся:.
а)умышленные и неосторожные действия, за совершение которых
максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы;
б) неосторожные действия, , за совершение которых максимальное
наказание не превышает трех лет лишения свободы;
в) умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не
превышает четырех лет лишения свободы;
8. Под тяжкими понимаются преступления:
а) совершенные умышленно, за совершение которых максимальное наказание
не превышает восьми лет лишения свободы;
б) совершенные умышленно и по неосторожности, за совершение которых
максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы;
в) совершение по неосторожности, за совершение которых максимальное
наказание не превышает пяти лет лишения свободы;
9. К особо тяжким преступлениям относится:
а)умышленные преступления, за совершение которых максимальное
наказание не превышает десяти лет лишения свободы;
б)неосторожные действия, за совершение которых предусмотрено наказание
свыше восьми лет лишения свободы;
в)преступление, совершенное умышленно и по неосторожности, за
совершение которого предусмотрено наказание от десяти до пятнадцати
лет лишения свободы.
10. Какие виды наказания, назначаемые несовершеннолетним,
предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации:
а) принудительные работы, содержание под стражей, лишение свободы на
срок до пяти лет, высшая мера;
б) штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью,
обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на
определенный срок.
№ 2. Конкурс "Первая медицинская помощь в экстремальных ситуациях”
Выявить наличие ранения мягких тканей, признаков повреждения костей,
суставов и решить вопрос о необходимости: наложение повязок на раны;
транспортировки пострадавшего с применением подручных и табельных
средств.
Задания:
–наложить шину,
- наложить повязку на голову, на руку( одно задание).
Участвуют 4 санитара от отряда.
№3 Спортивные состязания
Комплексное силовое упражнение:
Выполняют мальчики 5-8 классов. Выполняется в течении 1 минуты: первые
30 секунд- максимальное количество наклонов вперед до касания локтями
колен из положения лежа на спине, руки за голову, ноги закреплены
(допускается незначительное сгибание ног, при возвращении в исходное
положение необходимо касание пола лопатками); повернуться в упор лежа
и без паузы для отдыха выполнить в течении вторых 30 секунд
максимальное количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа (тело
прямое, руки сгибать до касания грудью пола) Количество наклонов ,
сгибаний и разгибаний суммируется.
Нормативы: 26 раз – "3”, 30 раз – "4”, 34 раза – "5”.
Выполняют мальчики и девочки 2-4 классов подъем туловища из положения
лежа на спине - за 30 сек.
Выполняют юноши 9-11 классов подтягивание на перекладине
Положение виса и упора фиксируются; при подтягивании подбородок – выше
перекладины; Разрешается сгибание и разведение ног, отклонение тела от
неподвижного положения, выполнение махом и рывком. Оценка производится
по количеству выполненных полных циклов (серий). Нормативы: юноши – 2
раза – "3”, 3 раза – "4”, 4 раза – "5”.
Выполняют девочки 5-11 классов подъем туловища из положения лежа на
спине за 1 мин.
Подведение итогов: первенство лично-командное; результаты, показанные
участниками переводятся в баллы в соответствии с нормативами. При
невыполнении норматива участник получает "0” баллов; при
перевыполнении участники получают дополнительный балл за каждый
последующий раз сверх норматива. Оцениваемого "5” баллами.
Победителями считаются участники и команды, набравшие наибольшее число
баллов.
№ 4 «Газы» (одеть на время противогазы)
№ 5. "Ратные страницы истории Отечества”
Ответить на вопросы из истории Отечества :
• Как называлось старинное защитное приспособление русского войска,
состоящее из железных колец? (Кольчуга)
• Кто командовал русскими войсками в битве против Мамая на Куликовском
поле? (Князь Дмитрий Иванович Донской)
• Как называется первый русский орден?
( Орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром 1)
• Этому литературному герою – солдату Великой Отечественной войны
поставлен памятник на родине его автора – в Смоленске. Назовите этого
героя и его автора.
( Василий Теркин и Александр Трофимович Твардовский).
• Какие рода войск составляют современные сухопутные войска?
( ПВО, танковые, ракетные и артиллерия, химические, автомобильные,
мотострелковые, военно – строительные, войска связи.)
• Герои Куликовской битвы, монах Троице – Сергиева монастыря, до
пострижения в монахи – боярин. Его поединок с татарским богатырем
Темир – мурзой (Челубеем) стал началом сражения.
( Александр Пересвет).
• Назовите известные вам города – герои Советского Союза, которым было
присвоено это почетное звание за мужество и героизм защитников.
( Москва, Брест, Минск, Ленинград, Мурманск, Тула, Севастополь, Керчь,
Одесса, Сталинград, Смоленск.)
• Представитель, какой профессии может опровергнуть пословицу «Один в
поле не воин»? ( разведчик)
•Как называется самая большая пушка, из которой не было сделано ни
одного выстрела? ( Царь –пушка).
•Кто из советских конструкторов стрелкового оружия создал новый тип
автомата и автоматический пулемет? (Михаил Тимофеевич Калашников).
• Кто из выдающихся русских полководцев сказал: « Кто с мечом к нам
придет, от меча и погибнет. На этом стояла, и стоять будет Русская
земля?» ( Александр Невский)
• Летчик майор, Герой Советского Союза. Его самолет был сбит на
вражеской территории, и 18 суток он ползком пробирался к линии фронта.
После ампутации голеней обеих ног по просьбе был направлен в
истребительный авиаполк, где в воздушных боях сбил еще семь вражеских
самолетов. Назовите имя этого человека.
( Алексей Петрович Маресьев).
Подведение итогов: баллы, набранные командой суммируются.
№ 6 Конкурс «Служу России»
Участвует вся команда.
Государственная и военная символика – история и современность
(сущность и значение Государственных символов Российской Федерации –
Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна
Российской Федерации).
№ 7 «Осторожно! Танки!»
По 3 гранатометчика из отряда.
Метание гранат в цель ( по 4 гранаты каждый)
Подведение итогов: общее количество попаданий .
№ 8 «Осторожно! Минное поле!»
Миноискатели ищут мины по 4 человека от отряда. Площадь 5 X 5 м.
Оборудование: миноискатели –8 шт. мин.
№ 9 « Внимание! Зараженная зона!»
Преодоление 20м зараженной зон в противогазах (5-11 классы)
ватно- марлевые повязки (1-4 классы)
№10 Преодоление полосы препятствия
Овраг. Взять пакет с новым заданием.
№ 11 Воздушная тревога
«Вспышка справа!», «Вспышка слева!» «Вспышка сзади!»
( правильно занять позицию)
№12 Азимут
(определение азимута на заданный ориентир)
№13 Найти отрядный флаг
(В конвертах лежат задания- загадки где может находиться флаг)
№14 Возвращение с отрядной песней в школу
6.Подведение итогов:
За выполнения работы отряду в боевом листке « Оценка отряда на этапах»
выставляются баллы.
Все полученные баллы отрядом на этапах ссумируются.
7. Награждение:
Отряды занявшие призовые места награждаются грамотами
Литература:
Учебное пособие "Основы медицинских знаний. 9-11 классы”, автор:
В.Г.Бубнов, Москва.
Книга юнармейца Москва 1989г. автор В.Б. Волошинов
Учебное пособие ОБЖ по редакцией А.Т. Смирнова
Учебник « Основы медицинских знаний и здорового образа жизни для 10-11
Просмотров: 828 / Дата: 25.06.2025
Комментариев 0